Назад » 2009 » Декабрь » 11

Вниманию потребителей


О защите прав потребителей стали все чаще говорить. В погоне за быстрой наживой продавцы и производители нарушают права потребителей.
Потребители должны помнить, что самое главное право - это право на полноценную, объективную информацию. Поэтому, покупая товар, получая услуги, следует подробно выяснить условия, на которых вы вступаете в договорные отношения. Даже разовая покупка продуктов питания - это реализация вашего устного договора с продавцом.
В этих и некоторых других вопросах мы поможем вам сегодня разобраться.

А где гарантия?
При заключении договоров купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг законом предусмотрены гарантийные сроки. Гарантийный срок на товар – это период, в течение которого изготовитель (исполнитель), продавец, индивидуальный предприниматель, уполномоченная организация обязаны удовлетворять наши требования по устранению недостатков, обнаруженных в товаре.
Нужно отметить, что на практике ситуации с течением гарантийного срока могут быть различными.

Ситуация первая. Гарантийный срок установлен только изготовителем.
В этом случае действует общее правило, согласно которому потребитель вправе предъявить претензии к продавцу в отношении недостатка товара, если он обнаружен в течение гарантийного срока. Этот срок исчисляется со дня передачи товара потребителю (т.е. со дня покупки).
При продаже товара по почте, по образцам, в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают (купленная ранее мебель привезена из магазина через несколько дней), этот срок исчисляется со дня доставки товара потребителю.

Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении, сборке), гарантийный срок начинает течь после устранения продавцом этих обстоятельств.

В этой связи хочется порекомендовать: купили вещь (оформили работу, услугу) – сохраните не только чек (кассовый, товарный), но и ярлыки товара, его упаковку в течение его гарантийного срока.

В случае последующего устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар был в ремонте и не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара, со дня выдачи его по окончании ремонта.

Ситуация вторая. Гарантийный срок установлен и изготовителем, и продавцом.
Не стоит удивляться, это не такая уж редкость. Например, когда на залежалый товар продавец (организация) самостоятельно устанавливает другой срок гарантии. Конечно, срок этот будет меньшей продолжительности, чем тот, который установлен изготовителем.
А бывает и так, что продавец самостоятельно устанавливает не только срок, но и правила, связанные с его истечением. Например, при гарантийном сроке изготовителя в два года продавцом может быть установлено, что в течение второго года потребитель вправе предъявить только ограниченный круг требований (о замене определенных деталей).

На самом деле права продавца, связанные с гарантийным сроком, четко прописаны в ст.5 Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с нормами закона, продавец не имеет права самостоятельно устанавливать срок меньшей продолжительности по сравнению с гарантийным сроком изготовителя, а также принимать какие-либо решения, идущие вразрез с нормами упомянутого закона.

Таким образом, при приобретении товара, на который установлен гарантийный срок изготовителя и продавца, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе предъявить продавцу претензию в пределах гарантийного срока, установленного только изготовителем, либо договором, в котором гарантийный срок больше, чем у изготовителя. При этом гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие и никак не меньше.

Ситуация третья. Гарантийный срок установлен продавцом.
В соответствии с п.7 ст.5 указанного Закона, продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Об этом же говорит и ст.470 ГК РФ: гарантийный срок может быть установлен договором. При этом договором может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности. В этом случае потребитель руководствуется сроком, зафиксированным договором купли-продажи и общими правилами, описанными в первой ситуации.

В том случае, если в договоре установлен гарантийный срок, составляющий менее двух лет, а недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, закон и в этом случае разрешает потребителю обратиться к продавцу с претензией. Однако потребителю нужно будет доказать, что недостатки товара возникли до передачи ему этого товара (по причинам, не зависящим от воли потребителя). К числу доказательств можно отнести акты осмотра, заключения сервисных центров, технических служб, независимых экспертиз, другие аналогичные документы.

Ситуация четвертая. Гарантийный срок не установлен ни изготовителем, ни продавцом.
Отсутствие гарантийного срока на товар не может служить основанием для отказа продавца от принятия претензии потребителя.
В этом случае в соответствии с п.1 ст.19 Закона потребитель вправе предъявить законные требования, если недостатки товара обнаружены в разумные сроки, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.

Ситуация пятая. Гарантийный срок для сезонных товаров.
Для таких товаров, как меховые изделия, обувь, головные уборы, других аналогичных товаров, гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Если гарантийный срок на товар не установлен, для сезонных товаров он, как правило, составляет шесть месяцев со дня покупки.
Например, согласно ст.17 Правил продажи меховых товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.05.1994 г. №553, при обнаружении в купленном товаре недостатков покупатель имеет право в течение шести месяцев со дня покупки предъявить своё требование.

При покупке сезонных товаров, произведенной до наступления сезона, время, в течение которого покупатель может предъявить требование по устранению недостатков, исчисляется с момента наступления соответствующего сезона.
Как правило, срок гарантии указан в гарантийном талоне. Следует отметить, что любые записи, ограничивающие права потребителя, гарантированные ему Законом «О защите прав потребителей», недопустимы.

Если в гарантийном талоне будет указано, например, что срок гарантии на изделие составляет два года, то не может быть никаких условий, корректирующих этот срок, допустим, о том, что по истечении года эксплуатации в последующие 12 месяцев продавец предоставляет лишь сервисное обслуживание изделия. Иными словами, фактически предоставляет лишь возможность на гарантийный ремонт. Это будет грубейшим нарушением закона.

Возврату не подлежат
Непродовольственный товар надлежащего качества, не устраивающий покупателя по размеру, форме, габариту, фасону, расцветке или комплектации, можно обменять на аналогичный товар, но только в течение 14 календарных дней, не считая дня покупки. Пропущен этот срок – и продавец вправе товар обратно не принять.

Поскольку речь идет о днях календарных, то в указанный срок включаются выходные и праздничные дни. В соответствии со ст.193 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока будет считаться первый, последующий за выходным, рабочий день.

Необходимо отметить, что право потребителя требовать возврата уплаченной суммы ограничено положением п.2 ст.25 Закона «О защите прав потребителя», в силу которого это право возникает только тогда, когда аналогичный товар на день обращения потребителя к продавцу в продаже отсутствует.

При этом продавцу дано право отсрочки возвращенной суммы на срок до трех дней со дня возврата товара. Если ситуация сложится таким образом, потребитель в произвольной форме составляет акт передачи товара, в котором указывает фамилию лица, которому товар передал, причину, по которой товар возвращен, и дату возврата товара. Акт должен быть подписан лицом, принявшим товар. Если продавец отказывается подписать акт, потребитель делает об этом в акте отметку и заверяет отказ подписями не менее двух свидетелей.

Также продавец может предложить потребителю подождать поступления аналогичного товара. Отказ продавца в выдаче потребителю денег на этом основании (например, аналогичный товар находится на складе и может быть привезен только на следующий день и т.п.) не лишает потребителя права не согласиться с предложением продавца и потребовать возврата денег.
Продавец не вправе самостоятельно решать: принять товар у потребителя или отказать ему.

Продавец обязан принять товар при условии соблюдения требований закона, о которых было сказано выше. Но бывают ситуации, когда закон обязывает не принимать возвращенный товар. Это бывает в тех случаях, когда конкретный товар подпадает под Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар на основании Постановления Правительства РФ от 19.01.1988 г. №55. Вот этим-то законодательным документом и руководствуются продавцы.

Не подлежат возврату (т.е. продавец вправе не принять товар, если потребителя не устраивает размер, форма, габарит, фасон, расцветка или комплектация) следующие группы товаров:

- товары для профилактики и лечения заболеваний (предметы санитарии и личной гигиены, инструменты, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены тела, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты, зубные щетки, расчески, заколки, бигуди, парики и другие аналогичные товары);
- парфюмерно-косметические товары;
- текстильные товары (ткани, производные от них изделия), кабельная продукция (провода, шнуры, кабели), строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие), другие товары, отпускаемые на метраж;
- швейные и трикотажные изделия (бельевые, чулочно-носочные);
- изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и столовые и кухонные принадлежности и т.п.);
- товары бытовой химии, пестициды, агрохимикаты;
- мебель (в т.ч. гарнитуры, комплекты);
- изделия из драгоценных металлов, в т.ч. с драгоценными камнями;
- автомобили, мото- и велотовары, мобильные средства малой механизации, судоходные средства;
- технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (бытовые электростанки, электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные и иные аппараты связи; электромузыкальные инструменты; электронные игрушки; бытовое газовое оборудование);
- гражданское, служебное оружие, его составные части;
- животные и растения;
- непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, другая печатная продукция, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

по материалам Невьянской районной еженедельной газеты "Звезда".
интернет-версия:
www.zvezda.nevyansk.org.ru

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar