Назад » 2009 » Декабрь » 25

Святое дело. В школьном расписании скоро появится новый предмет


Ни для кого не секрет, что церковь в России отделена от государства. Но в то же время нашему вниманию в этом году был представлен Указ Президента Российской Федерации, в котором говорится о введении в школах нового предмета – «Основ религиозных культур и светской этики».

В чём же причина такого решения государства? Как говорят специалисты образования, всё дело в том, что в нашем обществе растёт число различных девиаций. А это, в свою очередь, вызвано неправильным или недостаточным воспитанием молодёжи. Именно поэтому сейчас нам необходимо возвращаться к традициям, истокам. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность», - эти слова В.Путина очень ясно подтверждают ожидаемость подобных мер, направленных именно на приобщение к общечеловеческой морали.

Все мы помним, что при переходе к рынку у российского общества произошёл отказ от прежних ценностей, а вместе с тем мы потеряли очень хорошую систему воспитания, которая формировала лучшие духовные качества, а также коллективизм и сплочённость. Теперь у нас нет единой идеологии, мало внимания уделяется патриотизму, нет так называемой «общенациональной идеи». Так откуда же взяться хорошему, правильному воспитанию? Наверное, поэтому сейчас наши власти пытаются таким образом исправить ситуацию.

И для того чтобы лучше разобраться в специфике данного предмета, мы обратились к Ираиде Леонидовне Ивановой – она будет преподавать «Основы православной культуры» в средней школе №1 г. Невьянска:
- Что представляет из себя новый предмет?
- Состоит он их трех разделов: «Основы православной культуры», «История мировых культур (ислама, буддизма, иудаизма)» и «Светская этика». Родители и дети имеют право выбрать любой из трёх разделов. Курс рассчитан на 32 часа: последняя четверть четвертого класса и первая четверть пятого, то есть он растянут на два разных класса.

- Какие сложности появились при введении этого предмета?
- Во-первых, это, конечно, отсутствие учебных пособий – они ещё находятся в разработке. Единый учебник просто необходим. Также у школ нет подготовленных специалистов для осуществления этой программы. Очень мало учителей, которые обучались на теологическом факультете, да их практически и нет…

А приглашать священника или человека другой веры такого же узкого профиля нельзя. Мы не должны навязывать детям веру, наша задача - только познакомить их с культурой. Кроме того, нам не выделили отдельных часов под этот предмет, и классным руководителям четвероклассников в этом году придется корректировать занятия так, чтобы выдать эти 16 часов в четверти.
А вот что говорят классные руководители четвертых классов той же невьянской школы №1 В.Деменок и Н.Трефилова:
- Идея, конечно, замечательная. Нынешней молодёжи очень не хватает этого духовного воспитания - но, как оказалось, мы потеряем часы предметов второго плана. Например, мне пришлось поделить их с окружающим миром. Лучше бы этот предмет был введён как кружок, дети бы сходили домой, отдохнули и во второй половине дня пришли на занятие.
- Не рано ребятам вводить этот предмет?
- Я думаю, нет. На классных часах мы уже затрагивали основы православия. Где-то в форме сказок, чтения книг, походов на занятия в храм и даже поездок по святым местам. Поэтому, не рано. Но лучше, чтобы этот предмет изучался не две четверти, а хотя бы год.
- Какие из направлений предмета выбрали ваши ученики?

- Абсолютно все выбрали православие. Я считаю, что это не очень правильно. Лучше бы было, чтобы они смогли узнать и о других религиях тоже.
Поскольку все ребята в этой школе, а точнее, их родители, выбрали для изучения «Основы православной культуры», то интересно было бы узнать мнение церкви относительно нового школьного предмета.

Своими мыслями с нами поделилась руководитель Духовного центра при Спасо-Преображенском соборе г.Невьянска Светлана Эдуардовна Константинова:
- Я пришла в церковь летом 2004 года, и сразу мы начали проводить занятия по культуре православия у пятиклассников в некоторых школах. Массово мы проводим различные праздники, посвящённые церковным датам. Часто к нам привозят различные выставки, на которых бывают не только школьники, но и студенты колледжа и института.

Важно то, что молодёжь всегда очень внимательно слушает, всё им интересно. Поэтому мы долго боролись за введение данного предмета, ведь человек – это творение духовное, он нуждается именно в духовном воспитании.
Мы, конечно же, заинтересованы, чтобы вели этот предмет подготовленные люди, так как это мероприятие - пока ещё эксперимент, и мы должны сделать всё, чтобы он не сорвался.

К нам уже обращались учителя с просьбой о помощи: мы же организуем для ребят занятия в Духовном центре. К нам будут ездить лекторы из Екатеринбургской Епархии для того, чтобы проводить занятия с учителями. Это святое дело, и если мы его не осуществим, не оправдаем доверия, грош нам цена…

О том, что «Основы религиозных культур и светской этики» нужны, сомневаться уже не приходится… Но вместе с тем видно, что этот проект находится на начальной стадии и по ходу его внедрения выявляется много недоработок.
Мы пригласили родителей школьников, у которых будет вестись этот предмет, и вот какие предложения и замечания они высказали:
- Дети должны знать обо всех религиях, у них должно быть право выбора (тем более в нашей многонациональной и многоконфессионной стране).
- Вводить этот предмет надо как можно раньше. И растянуть курс на все года обучения, чтобы ребёнок с нетерпением ждал следующего занятия.
- Хочется, чтобы учитель был не только высококвалифицированным в данной области, но и мог хладнокровно, без фанатизма преподавать этот предмет (всё из-за того же права выбора).

- Данный предмет ни в коем случае нельзя вводить за счёт других. Даже если это труды или изобразительное искусство, ведь в этом возрасте должны развиваться мелкая моторика, творческие способности.
- Родители тоже бы хотели посещать эти занятия, так как в наши годы такого не было, и религиозная культура у многих из нас на достаточно низком уровне (что уже говорить о детях), поэтому было бы очень интересно.

Как видим, это нововведение почти никого не оставило равнодушными. Пока это - «эксперимент», но значимость и актуальность предмета в духовном воспитании молодёжи видят все. Мнения и суждения, как вы заметили. отличаются друг от друга… Не совсем одинаковы и ожидания, которые возлагают на этот предмет родители, школа и церковь. Многое еще требует согласований и отработки.

Главное же - желание, воля в осуществлении «святого дела». Поэтому будем надеяться, что этот эксперимент действительно окажется удачным!

Наталья ШАДРИНА,
студентка УрГУ
им.М.Горького

по материалам Невьянской районной еженедельной газеты "Звезда".
интернет-версия:
www.zvezda.nevyansk.org.ru

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar